"ЕЕ ВЫСОЧЕСТВО" готова была простоять 300 лет

 

В середине 50-х годов началась бурная "телевиденизация" СССР. Для увеличения числа транслируемых программ предложено было построить в столице новый Технический телевизионный центр и разместить передающие антенны для него на пятисотметровой высоте, чтобы сигналы могли напрямую принимать в многочисленных городах, находящихся в 100— 120 километрах от Москвы: Серпухове, Орехово-Зуеве, Дубне, Александрове...

 

 

Поначалу, в 1956-м, для осуществления этой задачи предполагалось поставить посреди Белокаменной 500-метровый металлический "карандаш" на растяжках. Однако, исходя из эстетических соображений, вместо такой примитивной конструкции решили соорудить свободно стоящую телебашню.

Проект "шпиля" разработал известный конструктор Николай Никитин. Он предложил уникальное высотное сооружение из железобетона. К тому времени существовала всего одна подобная башня — в немецком Штутгарте, но ее высота - всего лишь 220 метров, а для Первопрестольной-то замахнулись на 533!

Долго не могли выбрать место для строительства. Хотели было поставить башню в Черемушках, потом ее "примеряли" к стрелке Москвы-реки у Водоотводного канала (совсем рядом с нынешней громадой памятника Петру I). Существовали варианты возведения башни у Калужской заставы и даже на месте снесенного храма Христа Спасителя. Лишь в июле 1959 года главная московская высотка получила "прописку" в Останкине.

Глядя на эту громадину весом более 30 тысяч тонн, трудно поверить, что она опирается на фундамент, углубленный всего... на 4,5 метра. Но это действительно так. В земле спрятано бетонное кольцо шириной 9,5 метра и диаметром — около 70. Маловато будет? Вот и оппонентам Никитина тоже так казалось. Свои сомнения они сумели довести до сведения самого Хрущева... Весной 1961 года строительство телебашни были остановлено и законсервировано на долгие месяцы. Автору проекта и его помощникам пришлось вновь и вновь убеждать высокие инстанции в надежности предложенного технического решения, моделировать самые • маловероятные ситуации. Они смогли добиться возобновления строительных работ лишь через два года, летом 1963-го.

Несколько лет спустя, когда Останкинская башня уже была готова, в Москве появилась байка о том, что эта полукилометровая "игла" опирается якобы на платформу из искусственно замороженного грунта. А потому, если только в случае какой-либо аварии отключатся морозильные агрегаты, фундамент сразу "поплывет", башня начнет неудержимо крениться, и... Подобный сюжет можно порекомендовать авторам фантастических фильмов ужасов, но к высотному сооружению в Останкине он не имеет ни малейшего отношения. Расчеты проектировщиков, сделанные почти 40 лет назад, оказались абсолютно точными, и их "легкомысленный" фундамент до сих пор прекрасно справлялся со своей задачей. За последние пять лет, например, огромная башня осела всего лишь на пару миллиметров.

Для строительства уникального сооружения, которое лично курировал член ЦК КПСС Д.Устинов (будущий министр обороны), использовались только самые высококачественные материалы — цемент, металл... Даже гравий для бетона специально отсортировывали! Все конструкции делали с большим запасом прочности — "на всякий случай" — и собирали буквально с ювелирной точностью. Вот почему создатель Останкинской башни Николай Васильевич Никитин на вопрос, сколько же простоит его детище, отвечал: "Я гарантирую по крайней мере 300 лет". И добавлял: "Не верите? Тогда приходите через 300 лет — посмотрим!.."

Многие наверняка задавались вопросом: а как же строили башню такой небывалой высоты? Чаще всего фантазии у наших современников хватает лишь на самое банальное предположение: наверное, верхние части устанавливали при помощи вертолетов. В действительности все происходило куда интереснее. Специально для сооружения бетонного ствола башни, верхушка которого должна была достигнуть 385-метровой отметки, изобрели уникальное самоподъемное устройство, благодаря которому Останкинская башня, как тогда говорили, "сама себя за волосы тянет". Трехэтажное монтажное кольцо, похожее на дом и весящее почти 300 тонн, с помощью специальных "лап" держалось на верхней кромке башенного ствола. Внутри сооружалась опалубка, заполнялась бетоном, подаваемым снизу грузовым лифтом, и после того, как очередная кольцевая секция бетонного корпуса была готова, агрегат "карабкался" на ее верхушку, и начинался следующий цикл. Останкинская красавица подрастала со средней скоростью 64 см в сутки, и 31 августа 1966 года бетонная часть ее была готова. Теперь оставалось установить 148-метровую металлическую "маковку". Ее наращивали прямо там, на высоте, из 18 отдельных фрагментов. При этом снова применялся похожий технический прием:

кран, поднимавший металлические конструкции, по ходу сборки антенны "лез" по ее стволу все выше и выше, пока не подал наверх самое последнее звено, увенчанное флагштоком. Это случилось 27 апреля 1967 года.

Были ли при строительстве столь уникального сооружения жертвы? На такой коварный вопрос один из ветеранов-проектировщиков башни, с которым удалось встретиться автору этих строк, ответил с явной неохотой. По его словам, для сооружения останкинской "супервысотки" отбирали рабочих тщательнейшим образом: только самых квалифицированных, самых надежных, имеющих опыт высотных работ и прошедших соответствующую медкомиссию. На стройплощадке произошел лишь один несчастный случай со смертельным исходом: рабочего-монтажника, находящегося на земле, убило молнией во время грозы...

Впрочем, был еще по крайней мере один пострадавший при строительстве Останкинской "иглы": как-то раз верхолазы шутки ради смастерили самодельный парашют, прицепили к нему местного кота-приживалу да и отправили его вниз с верхней кромки сооружаемой башни. Усатый-полосатый, хотя и приземлился вполне благополучно, однако получил тяжелую психологическую травму и поскорее ретировался подальше от опасного места.

...Отгремели торжественные рапорты о сдаче в эксплуатацию самого высокого сооружения в мире, приуроченного (естественно!) к очередному знаменательному юбилею — 50-летию Октябрьской революции. Башню начали обживать специалисты, для которых она и была построена. В бетонном стволе разместились на 44 этажах самые разнообразные службы — аппаратные, трансформаторные, пункты радиорелейной связи и даже метеорологические станции...

Кроме основной своей "профессии" телебашня стала еще и местом проведения "культурного досуга". На 300-метровой высоте специально сделали 10-этажную наружную обстройку, где находятся смотровые балкон и площадка, а также три зала ресторана "Седьмое небо". Когда обсуждалась конструкция будущей башни, некоторые эксперты высказывались против такой "ненужной роскоши": мол, все равно сооружение будет раскачиваться под действием ветра, и непривычные посетители обязательно станут страдать морской болезнью — какой тут ресторан?! Но оказалось: под действием даже сильного ветра башня так хитро деформируется, что на уровне ресторанных залов амплитуда ее размахов составляет лишь около 8 см.

Останкинскую "иглу" снабдили собственным пассажирским транспортом — специальными лифтами. Три скоростные кабины перевозили посетителей и рабочий персонал башни. Минута легкого ощущения невесомости и сосания под ложечкой — и вы на отметке 337 метров, где находится смотровая площадка. Отсюда гостям — путь вниз, в залы ресторана. А специалистам, обслуживающим антенную часть башни, нужно продолжить подъем. Для них предусмотрели еще два лифта, последний из которых имел "конечную станцию" на высоте 470 метров. Дальше — если была такая необходимость - предстоял подъем на своих двоих по вертикальной лестнице, спрятанной внутри узкой трубы. Ступенька за ступенькой — позади остается высота, равная почти 20-этажному дому. Верхний же участок шпиля — от балкона на 525-метровой отметке до флагштока — под силу преодолеть лишь опытным скалолазам:

S здесь нужно карабкаться по наружным стерж-| ням-ступеням, прикрепленным к тонкой сталь-; ной стойке-антенне, шириной всего в 16 см. ; История строительства Останкинской баш-5 ни не закончилась в 1967-м. Через несколько э лет долговязая красавица умудрилась еще подрасти! Сам факт этого "физиологического процесса" старались афишировать поменьше, поскольку удлинение "шпиля" в Останкине было связано с "обеспечением работы высших государственных и партийных органов СССР". А проще говоря, Останкинскую телебашню нарастили для того, чтобы могла функционировать новая система правительственной радиотелефонной связи.

Еще в конце 60-х в Москве для мобильной спецсвязи была задействована система "Алтай", главный приемопередающий пункт которой располагался на верхнем ярусе высотного здания у Котельнической набережной. Хиленькому "Алтаю" едва удавалось обслуживать абонентов в пределах города, кроме того, он "глох" в тоннелях и возле мощных ЛЭП. Естественно, это очень раздражало власть, а потому несколько лет спустя разработали куда более мощную систему -"Кавказ". Прежние передатчики, смонтированные на сталинской высотке, для новых "мобильников" уже не годились: требовалось разместить приемопередающую аппаратуру где-то повыше, Вот тогда и решили использовать телевизионную башню в Останкине, немного ее удлинив для размещения трансляторов на максимально "заоблачном" уровне.

В 1973 году верхушку 533-метровой "иглы" сняли, и установили взамен более "рослую" конструкцию, увеличив высоту останкинской красавицы на целых 7 метров. Сложную техническую операцию провели весьма оперативно: для нее использовали еще не демонтированные краны, с помощью которых несколькими годами раньше возводили чудо-башню, и опытных рабочих-"останкинцев". Так что большинство москвичей даже не обратило внимания на "перемены в верхах". Да и газеты тогда об этом репортажей не писали. Только в путеводителях указывалась отныне другая высота телебашни — 540 метров.

Проектировщики постарались учесть самые экстремальные условия, в которых может оказаться их детище. К примеру, они "зарезервировали" для телебашни около 30 ударов молнии ежегодно и предусмотрели на верхних ярусах специальные шары наружных молниеприемников. Но главной "изюминкой" в конструкции башни являются ее металлические струны, стягивающие внутри железобетонную трубу. Таких канатов — 149. Каждый из них имеет диаметр 38 миллиметров и воздействует на бетонный монолит с усилием 70 тонн. В результате останкинская "игла" обладает значительной устойчивостью, несмотря на свою внешнюю "худощавость". Высотное сооружение способно выдержать 8-балльное землетрясение. Не должна была потерять своей устойчивости башня и во время 10-балльного шторма (по данным метеорологических наблюдений, подобные катаклизмы случаются в Первопрестольной в среднем дважды за столетие). При таком урагане, когда порывы ветра достигают 43 м/с, верхушка "иглы" может раскачиваться до 10 метров в любую сторону безо всяких опасных последствий для всей конструкции башни. Ну а что касается максимального отклонения от вертикали по действием ветровых нагрузок — в расчетах проектировщиков упомянута (для верхней точки антенны) величина 11,65 метра.

У останкинской "иглы" был шанс "подрасти" и еще больше. За последние годы ее антенная часть оказалась под завязку забита приемопередающей аппаратурой. Чтобы появились места для новых передатчиков, обслуживающих стремительно размножающиеся телеканалы, специалисты начали готовить проект еще одной "пластической операции": предлагалось снова удлинить верхнюю секцию. Запас прочности, заложенный в конструкции уникального сооружения, вполне позволил бы нарастить башню до 565 метров, и в этом случае московская телебашня снова вернула бы себе звание самого высокого башенного сооружения в мире, обогнав нынешнего рекордсмена — 553-метровый "шпиль" в канадском Торонто. Теперь, конечно, подобные перспективы окутаны дымом — в прямом смысле этого слова...

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ

МК 29.08.2000

 

 

Hosted by uCoz