Спасателей утопили на суше

 

К такому печальному выводу приводят беседы со специалистами ВМФ по аварийно-спасательным работам. Благодаря одному из них — бывшему командиру спасательной подводной лодки Владимиру Димитрову — попробуем разобраться, "в чем 'причины" и "есть ли виноватые" в этой трагедии.

Справка "МК". Димитров Владимир Иванович. Капитан 1 ранга в запасе. В спасательных формированиях ВМФ с 1981 года. Был командиром одной из двух специально построенных спасательных подводных лодок типа "Ленок" (проект 940). Командовал ею на Тихоокеанском флоте с 1985 по 1990 год. В последующем занимал должность начальника командного пункта Управления поисковых и аварийно-спасательных работ в Главном штабе ВМФ. Уволился в запас ноябре 1999 года. В настоящее время - заместитель начальника службы МЧС России по проведению поисково-спасательных и специальных работ на акваториях. • •••

Для того чтобы понять истинные причины сегодняшней трагедии, придется совершить экскурс в недалекое прошлое, когда наша страна обладала лучшими аварийно-спасательными средствами.

История создания уникальных спасательных подводных лодок, не имеющих мировых аналогов, уходит в 70-е годы. Тогда, в противовес сильно развивающемуся авианосному флоту ВМС США, советское правительство взяло курс на строительство мощного атомного подводного флота. Для спасения экипажей аварийных подводных лодок был специально разработан проект 940. Были созданы две лодки "Ленок" - для атомных Северного и Тихоокеанского флотов.

Американцы тогда проявили к этому проекту повышенный интерес. "Ленок" оказался поистине уникальным спасательным сооружением размером с пятиэтажный дом, водоизмещением около пяти тысяч тонн. Главным его преимуществом перед надводными спасательными судами было то, что лодка совершенно не зависела от гидрометеорологических условий и могла спокойно работать на заданной глубине. "Ленок" либо ложился на грунт рядом с корпусом аварийной лодки, либо (в случае подводных течений) становился рядом с ней на подводных якорях. Это был совершенный глубоководный водолазный комплекс, в котором спасатели могли работать круглосуточно, не поднимаясь при этом на поверхность в течение десяти суток.

В отличие от норвежских спасателей, работавших при спасении "Курска", водолазам "Ленка" не было необходимости каждодневно проходить декомпрессию. Они жили на лодке под большим давлением, принимали пищу, работали, отдыхали;

Водолазное снаряжение позволяло им работать на глубине 240 метров. Рабочей глубиной считались 160 метров, 100 метров — считалась мелководьем.

Еще одной особенностью являлось то, что лодка представляла собой мини-подводный авианосец, поскольку несла на себе два специальных подводных аппарата. Кормовая часть "Ленка" была своеобразной "взлетно-посадочной полосой". Каждый из аппаратов имел два отсека: для экипажа и спасаемых подводников — он мог вместить 16 человек. Люди с аварийной лодки попадали в него без выхода в морскую воду. На "Ленке" спасенный экипаж сразу помещали в барокомплекс, где под наблюдением врача-физиолога проходил режим декомпрессии.

И, наконец, на спасательной лодке был установлен уникальный гидроакустический комплекс.

"Благодаря приборам мы могли слышать речь человека в отсеках затонувшей лодки на расстоянии до 800 метров", — говорит Владимир Димитров.

Первая спасательная подводная лодка "Ленок" вошла в состав ВМФ в 1978 году. В полном составе, вместе с водолазами, командами подводных аппаратов, экипаж "Ленка" составлял 86 человек.

•••

- Если бы сегодня "Ленок" был в строю, то тяжелейшую аварию с "Курском" можно было бы решить в ближайшие несколько часов", - уверенно заявляет бывший командир подлодки Димитров. - По той информации, которая мне известна, личный состав "Курска" оставался в живых в девя-,том и еще трех отсеках, расположенных в средней части лодки. Какое-то время, может быть, довольно продолжительное, была высокая вероятность вывода людей через последний сохранившийся отсек живучести - девятый. Но это время было упущено, и отсеки постепенно заполнились водой. Почему я уверен, что нам удалось бы.их спасти? К этому меня подвигает проведение спасательной операции лодкой "Ленок" при аварии подводной лодки С-178. Я принимал в этих работах непосредственное участие и могу сказать, что во многом эти две аварии оказались схожими.

•••

.В октябре 1981 года лодка С-178 возвращалась в надводном положении с боевых учений на главную базу Тихоокеанского флота. Ночью, при подходе к проливу Босфор Восточный, ее борт протаранило крупное рыболовное судно. В течение минуты лодка затонула и легла на грунт на глубине 32 метра. Моментально залило отсеки с третьего по шестой. Личный состав остался лишь в первом, втором и седьмом отсеках.

Как и в случае с "Курском", надводные корабли, пришедшие в район аварии, не смогли ни пристыковать "колокол", ни спустить подводный аппарат. На море был сильный ветер до 25 метров в секунду и волнение 5 баллов.

— Был задействован наш "Ленок". Из-за недостатка глубины и сильного волнения моря наши аппараты не смогли осуществить присос к комингс-площадке. Поэтому использовали водолазов. На лодку передали воду, пищу, аварийные фонари и специальное снаряжение подводника СП-60. Затем эвакуировали экипаж. Вывод подводников начался уже на вторые сутки после аварии, что очень важно с морально-психологической точки зрения.

Впервые в мире была проведена операция по выводу экипажа из аварийной лодки — в подводном положении — в спасательную подлодку. "Уверен, что и в аварии с "Курском" "Ленок" оправдал бы себя на все 100 процентов. Его возможности перекрывают возможности спасательных средств, используемых сегодня", — убеждал меня Димитров.

••• Что же произошло с уникальными лодками? В 1990 году тихоокеанский "Ленок" поставили в плановый ремонт. Оборудование лодки демонтировали и отправили в цеха "Дальзавода". А дальше был распад Союза, крушение "оборонки". К этому времени Владимир Димитров работал в Главном штабе .ВМФ на должности заместителя начальника отдела проведения аварийно-спасательных работ. Его попытки вернуть "Ленок" к жизни продолжались вплоть до 1994 года. Но все безуспешно. Большая часть бесценного оборудования пропала. Не осталось специалистов, способных собрать воедино остатки аппаратуры. И сегодня во Владивостоке остался лишь корпус лодки со срезанными рулями.

В отличие от тихоокеанского северный "Ленок" умирал медленно. После 1991 года он стал пасынком для руководства Главного штаба ВМФ и Северного флота. С той поры отношение к спасательным службам сложилось "по остаточному принципу".

— В Главном штабе высказывали откровенное недовольство командованию Северного флота, что лодка "Ленок" висит на шее как обуза. Аварий-то нет, а ее содержание обходится дорого. И такие упреки делались при том, что корабли выходили в море (и продолжают выходить по сей день) практически неподготовленными, с огромными просроченными доковыми и ремонтными сроками.

Финансы, выделяемые на "Ленок", таяли год за годом. Наконец не осталось денег даже на содержание боевого состава спасательной лодки. И в 1997 году приказом Главкома ВМФ северный "Ленок" был исключен из состава флота. Корпус лодки списан на металлолом.

На этом история развала аварийно-спасательной службы ВМФ России не заканчивается. Если подводные лодки утопили на суше, то лучшие надводные корабли пустили с молотка.

В советский период успели построить на верфях Финляндии два — единственных в мире — супермощных спасательных буксирных судна: "Фотий Крылов" и "Николай Чикер". Каждый из них способен развивать усилия в 250 тонн, оказывать помощь любому типу кораблей и даже самостоятельно буксировать авианесущий крейсер.

Уже летом 1993 года на мачте бывшего тихоокеанского буксира "Фотий Крылов" развевался мальтийский, флаг. В настоящий момент он пребывает в Понто-Делгада на Азорских островах. А в начале этого года северный богатырь "Николай Чикер" оказался в Греции под видом аренды. Многие офицеры Северного флота и Главного штаба ВМФ резко негативно восприняли эту новость. У них нет сомнения, что для флота России этот уникальный буксир также безвозвратно потерян.

По информации от источников из Главного штаба ВМФ, активным инициатором отправки за рубеж "Николая Чикера" стал контр-адмирал Геннадий Верич. Его должность... — начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России. Адмирал Верич работает на этой должности с 1991 года и подчинен непосредственно начальнику Главного штаба ВМФ. •••

- На сегодняшний день возможность спасения экипажей подводных лодок, потерпевших аварию на глубине, — минимальная. В целом по стране — на два с плюсом. После гибели экипажа "Курска" можно понять состояние моряков-подводников, которые готовятся выйти на боевое дежурство, — говорит Димитров.

Да, понять их состояние нетрудно. Вся надежда - на российское "авось выплывем". В то же время их оппоненты поставлены в совершенно иные морально-психологические условия. Устав ВМС США диктует: если не соблюдены все виды обеспечения, если отсутствуют гарантии спасения людей, лодку не выпустят с базы.

После всего сказанного, вопрос: "Есть ли виноватые?" - чисто риторический. Министр обороны Игорь Сергеев, плачущий о недофинансирова-ний, на этом посту не первый год и несет ответственность за развал армии и флота. Главком ВМФ Владимир Куроедов, командующий СФ Вячеслав Попов подавно знали о катастрофической ситуации в их хозяйстве и при этом выпускали лодки в море. Более того, решились на проведение крупномасштабных сложнейших учений, не имея при этом средств к спасению людей. Эдакие потемкинские деревни "на водах". На мой взгляд, такое отношение заслуживает не просто морального порицания или прошения об отставке. Оно называется преступной халатностью, повлекшей за собой тяжкие последствия, и предусмотрено соответствующей статьей в Уголовном кодексе.

Впрочем, в сторону иллюзии. Российская действительность не предусматривает ответственности для высших должностных лиц. В отличие от экипажей они не тонут.

Равиль ЗАРИПОВ.

МК.07.09.2000

Hosted by uCoz