К сожалению, современная система обучения не всегда способствует повышению способностей человека. Это относится как к средней школе, так и к высшей. Приводимый далее отрывок из работы Л.Р. Хаббарда про препятствия в учебе написан про американскую систему образования. Но, думаю и у нас дело не намного лучше.
Напомню фрагмент из заметке о медсестре Наташе Бекетовой и пропадании ее способностей после того как она стала заниматься зубрежкой медицины:
……….Расспросив Наташу о ее целительских способностях, я узнал, что прежде, работая в Анапе операционной сестрой, она видела внутренние органы больных сквозь кожу. Один из хирургов обладал сходным умением, поэтому "сквозному зрению" Бекетовой доверяли. В отдельных случаях ей удавалось помочь коллегам быстро принять правильное решение.
Зная в совершенстве латынь (как и все другие языки, латынь она нигде не изучала), Наташа записывала диагноз так, что врачи другой смены не сомневались: запись делал опытный врач.
Кстати, одно, время она и собиралась стать врачом. Даже поучилась в медакадемии. Но в процессе учебы замечала - повседневная зубрежка мудреных терминов забивает ясновидческие способности. В конце концов Наташа поняла: если не остановится вовремя, исчезнет не только "сквозное зрение" - могут развеяться и знания языков.
Как только с практической медициной было покончено, языковые способности не то чтобы усилились - они ведь сопровождают ее с незапамятного детства, - но словно прояснились.
…….Как видите при неправильном обучении происходит как пропадание экстрасенсорных способностей, так стали угасать и лингвистические.
Почему так происходит Вы можете понять, прочитав приводимый далее отрывок. Если не принять во время мер по предотвращению этих ошибок, результатом будет не повышение способностей человека, а наоборот (вспомните миниатюру Райкина: Доцент… Тупой…
J )Л.Р. Хаббард. Основы обучения:
Раздел В: ПРЕПЯТСТВИЯ В УЧЕБЕ
……………
Существуют три разных набора физиологических и психических реакций человека во время обучения, которые вызываются тремя различными причинами - барьерами в обучении. Это - три отличающихся друг от друга набора симптомов.
1. Обучение при отсутствии массы (наглядности) по предмету, который изучает студент очень трудно для него.
Действительно, отсутствие наглядности делает человека подавленным, поникшим. Его голова идет кругом, он испытывает состояние апатии, скуки или беспомощности.
Таков будет результат, если человек изучает процесс производства, технологию или устройство чего-либо, и при этом отсутствует наглядность.
В этом случае могут помочь фотографии, фильмы, так как они несут в себе элементы массы (наглядности), но все равно печатная страница или произнесенное слово не могут заменить, к примеру, трактор, если человек изучает его устройство.
Нужно хорошо знать, что объясняя человеку какую-либо материальную вещь, которой он не имеет перед глазами или которую Вы не можете ему показать, Вы можете вызвать определенные физиологические реакции с его стороны. Именно это я и пытаюсь Вам объяснить.
Это - просто факты.
Вы пытаетесь рассказать человеку все о тракторах и не показываете ему никаких тракторов. В результате на его лице - выражение подавленности, возникает головная боль, и сосет под ложечкой. У него наверняка время от времени будет кружиться голова, и очень часто начинают болеть глаза.
Поэтому можно ожидать наибольшего количества самоубийств и болезней в той области образования, где обучение ведется при отсутствии массы (наглядности).
Подобное изучение чего-либо при отсутствии массы вызывает наиболее явно узнаваемые реакции.
Если ребенок почувствовал себя плохо в процессе обучения, и было выяснено, что виной тому - отсутствие наглядности, то действенным лекарством будет предоставление массы - самого предмета или того, чем можно было бы его заменить - и это исправит ситуацию.
2. Существует другой набор физиологических явлений, возникновение которого обусловлено слишком высоким градиентом обучения.
Это другой источник физиологической реакции, возникающей в процессе обучения. Все происходит из-за слишком высокого градиента.
Что-то вроде путаницы или головокружения появляется при действии этого барьера.
Вы столкнулись со слишком высоким градиентом.
Это был слишком большой для студента прыжок, поскольку он не понял, что делает, и перепрыгнул к следующему материалу, не усвоив предыдущего; он поспешил, а теперь припишет все свои трудности новому материалу.
Теперь четко уясните себе, что это совершенно разные вещи, потому что градиент выглядит очень похоже на третье из этих препятствий к обучению.
Градиенты более выражены в области выполнения действий, но они все равно вмешиваются в область понимания. Однако, в связи с градиентами мы больше интересуемся именно действиями. У нас есть спланированный курс действий для продвижения вперед в порядке их выполнения. Мы обнаруживаем, что студент сильно запутался на втором из действий, которое он должен был выполнить. Мы тогда должны предположить, что он в действительности так и не справился с первым из них.
Средством, позволяющим выбраться из подобной ситуации, вызванной слишком высоким градиентом, является возвращение назад. Определите тот момент, когда студент еще не нарушил последовательности действий, когда он еще все понимал, а лишь затем определите новое действие, которое он предпринял после этого. Найдите то действие, которое он хорошо понял. Сразу перед тем местом, где он совсем запутался, найдите последнее, что было ему понятно - и тут мы обнаружим, что он плохо это понял.
Это место находится в конце той информации, которую он понял, и после него он превысил приемлемый для него уровень градиента.
Это легко можно заметить и исправить, если речь идет о нарушении последовательности изучения материала.
Это и есть второй барьер - градиент, нарушение последовательности действий. Этому явлению сопутствует набор определенных признаков.
3. Есть еще и третий барьер, с другим набором физиологических реакций, которые вызваны неправильно понятым словом, символом или понятием. Неправильно понятое слово проводит к появлению у человека чувства пустоты в голове. А затем следует чувство отрешенности и нечто, похожее на нервную истерику.
Появление у студента желания бросить учебу ("срыв") является следствием третьего барьера, препятствующего обучению, которым является неправильно понятое или непонятое определение, невыясненное слово, которому не дано определение.
Человек не отказывается от занятий в результате двух других барьеров - их нельзя назвать причинами срыва. Они сопровождаются только физиологическими явлениями.
Явление неправильно понятого определения намного важнее. От него зависят человеческие отношения, ум и успешная учеба. От него зависит наличие или отсутствие способностей. Это именно то, что психологи пытаются определить с помощью тестов уже много лет, не понимая, что это такое.
Это - определение значений слов.
Неправильно понятое слово.
Вот к чему все это сводится, что дает такое количество разнообразных влияний на сознание, что само по себе является первичным фактором глупости, так же, как и существование многих других последствий.
Если у человека не было бы неправильно понятых слов, то его талант, может быть, проявился бы, а, может быть, и нет, но его способности к выполнению действий присутствовали бы в полной мере.
Мы не можем утверждать, что Джо будет рисовать так же хорошо, как и Билл, если оба они не были аберрированы в области искусства, но мы можем сказать, что неспособность Джо рисовать, по сравнению с его способностью выполнять движения, нужные для процесса рисования, зависит исключительно от неправильно понятых определений.
В области искусства существует какое-то слово, которое человек, не имеющий сейчас способности, не понял или определил, и за этим последовала неспособность действовать в этой области.
Это очень важно, поскольку объясняет нам, что случается со способностью к выполнению действий, и что восстановление способности выполнения действия зависит только от восстановления смысла непонятого слова, непонятого значения слова.
Это позволяет достичь очень быстрых, охватывающих различные сферы, и значительных результатов.
Для этого существует очень простая технология.
Это потрясающее открытие в области образования, и не надо пренебрегать им.
Вы можете выяснить предмет, который человек не смог воспринять в прошлом, или любую другую дисциплину, тесно с ним связанную.
Итак, данное открытие открывает двери для образования. И хотя этот барьер в обучении рассматривается в данной главе последним, он, тем не менее, является наиболее важным из всех трех.